четверг, 9 мая 2013 г.

Технологические приемы формирования мыслительных умений высокого уровня. Задание 15.3

      Под мышлением высокого уровня
понимается такой стиль мыслительной деятельности, когда учащийся
умеет анализировать и синтезировать информацию, делать логические
выводы, строить доказательства, критически перерабатывать факты,
грамотно представлять результаты выполненных исследований.
Важнейшей целью образования является воспитание ученика, который может учиться самостоятельно. Ученики должны уметь эффективно планировать свое время, определить и использовать ресурсы и средства, проявлять самостоятельность в решении учебных, проблемных ситуаций, уметь анализировать ошибки и исправлять их.  Все эти качества поддерживают навыки 21 века, которые необходимы для успешной деятельности в будущем.
                                                                                 
Умения и качества, необходимые человеку 21-го века:

·         Ответственность и адаптивность
·         Коммуникативные умения
·         Творчество и любознательность
·         Критическое и системное мышление
·         Умения работать с информацией и медиасредствами
·         Межличностное взаимодействие и сотрудничество
·         Умения ставить и решать проблемы
·         Направленность на саморазвитие
·         Социальная ответственность
Можно утверждать, что если у учащегося формируется мышление высокого уровня, у него одновременно формируются и перечисленные выше умения.
Большинство мыслительных процессов, характерных для учебной деятельности в школе, соответствуют уровням знания или понимания, они являются наиболее распространенными из мыслительных умений. Они служат базой или фундаментом, на котором строятся все мыслительные умения более высокого порядка. Необходимо создать условия, необходимые для мышления высокого уровня (Коста и Калика, 16 условий мышления).

К технологические приемам формирования мыслительных умений высокого уровня относятся план проекта  (помогает ученикам чувствовать ответственность за свое обучение. Ученики определяют цели, вырабатывают стратегии для их достижения, создают временной график работы, определяют критерии оценивания), приемы ранжирования, построения причинных карт, представление доказательств, самооценка и рефлексия (дают ученикам возможность оценить собственный прогресс, свои мысли и учебу, и методы их улучшения), обратная связь от сверстников (отзыв сверстников помогает ученику увидеть внутренние качественные характеристики своей работы, через оценивание работ других участников).

Эти все приемы можно реализовать в проектной, исследовательской, совместной  деятельности.
Учащиеся должны пройти этапы:
- Постановка проблемы
- Пути решения проблемы
- Выдвижение гипотез
- Исследование и проверка гипотезы
- Выводы

Могут быть сформированы следующие мыслительные умения:
·         конструктивное,
·         направленное,
·         умеет рассматривать проблемы с различных точек зрения;
·         умеет устанавливать множественные связи между явлениями;
·         оценочное;
·         рефлексивное;
·         умение определять приоритеты и др.

Комментариев нет:

Отправить комментарий